Рассылки Subscribe.Ru
master.z83
Подписаться письмом
 
 
Rambler's Top100  
Рассылка 'master.z83' 

 

Издревле народ на Руси жил по соседству с лесами, это способствовало тому, что древесина у русичей стала одним из основных строительных материалов. В ходу, в основном, конечно же, были хвойные породы, но особым почетом пользовался дуб, благодаря своей стойкости к гниению, прочности и красоте структуры. Из дуба и лиственницы рубились нижние венцы сруба и так называемые "стулья", которые устанавливались под углы строения. Полы в жилых помещениях укладывались из разваленных пополам, при помощи клиньев, бревен, или же были просто земляными. Изначально срубы вкапывались на половину в землю, крыши перекрывались накатом из бревен и засыпались землей, щели в стенах замазывались глиной. Отапливались такие избы "по черному" - открытыми печками сложенными из камня. Дым выходил из окон, дверей, специальных отверстий на крыше, позже на эти отверстия стали устанавливать деревянные короба накрытые небольшими двускатными крышами, ниже которых, иногда в причудливом орнаменте, делались отверстия, эти короба назывались - "курильни", отсюда и название таких домов - "курная изба". Кстати, такие дома можно и сейчас встретить в некоторых северных регионах России.
Постепенно, с развитием технологий рубки, дома стали подниматься выше. Для изоляции межвенцовых щелей начали использовать мох, а позже и паклю, в оконные проемы, которые изначально просто перекрывали деревянными затворами, стали вставлять слюду, а позже и стекло. Появились новые приемы укладки бревен - " в лапу ", "в чашу" и т.п. Крыши тоже усложнялись - появились, так называемые "самцово-слежнивые". Фронтоны таких срубов продолжались вверх в виде треугольников "самцов", крепились они поперечными бревнами "слегами". Особое развитие получи крыши в храмовом строительстве, где самцы заканчивались не треугольной формой, а, наоборот, расширялись приобретая вид луковицы, такие крыши называли "бочками". На бочки устанавливали маковки, которые венчались крестами. Крыли крыши в основном гонтом или соломой, который кололи из еловых заготовок специальным гонтовым топором, затем обтесывали и доводили гонтовым стругом.
Традиция украшать избы резными орнаментами зародилась во времена язычества - сначала стали наносить некоторые символы (талисманы), призванные уберечь дом от всяческих напастей, привлечь в дом добрые силы. Использовалось множество всевозможных элементов, которые, наверное, сродни скандинавским рунам, вполне возможно, что корни обоих культур близки друг другу. Кстати, свастика, как символ Солнца и бесконечности, была распространена на Руси с незапамятных времен и только после Второй мировой войны о ней позабыли по этическим сооброжениям, хотя, некоторые артели, работающие в традиционном стиле , используют этот элемент в своем творчестве. Символы со временем усложнялись, вкладывались в рамки, дополнялись другими элементами совершенствуясь в уникальный стиль Русского Деревянного Зодчества.
Заслуги топора, как основного инструмента для плотницких работ, надо отметить особо. Использовалось множество разновидностей топоров, причем применялись они еще и в начале двадцатого века. Если сравнивать основной вид топора, применявшегося для рубки, с современным, продающимся в настоящее время в магазинах, то в глаза бросается колунообразная форма "пращура" с серповидными или прямыми фасками лезвия, такой инструмент легче откалывает щепу и не застревает в древесине, что существенно сказывается на производительности. Были так же в ходу топоры с изогнутыми лезвиями серповидной формы, которыми обрабатывались чашки срубов, всевозможные желоба и т.п., пазовым топором выравнивались пазы в оконных и дверных коробах, обрабатывались труднодоступные обычным инструментом места и др. Топором вырубались даже сложные элементы орнамента, торцы сруба отпиленные пилой затем обрабатывались топором, что позволяло забить концы волокон древесины уменьшая ее гигроскопичность, вместе с технологией вымачивания древесины в прорубях, что позволяло выдавить воздух из структуры дерева, и пропиткой древесины льняными маслами, дегтем, сильно повышало стойкость строений к атмосферным воздействиям.
Соприкоснуться с памятниками деревянной архитектуры можно во многих регионах России, но если отмечать наиболее знаменитые сооружения, то в первую очередь следует упомянуть, наверное, Кижский архитектурный ансамбль; музей в деревне Малые Корелы Архангельской области, где собраны множество деревянных построек русского севера; города Суздаль, Кострому.
Печально вспоминать о том, что за последние сто лет потеряны более восьмидесяти процентов деревянного архитектурного наследия. Особенно сильно сказались годы после революции 1917г., когда деревянные храмы уничтожались целенаправленно, и последние два десятилетия, когда не стало поддержки большинства архитектурных музеев со стороны государства, тем не менее отрасль продолжает существовать благодаря частным инвестициям - деревянная архитектура в настоящее время набирает все большую популярность среди застройщиков. Дерево привлекает в первую очередь своей экологичностью, прекрасной теплоизоляцией - летом деревянные стены прекрасно сохраняют прохладу, зимой же защищают от морозов, а если строения дополнены резным орнаментом выполненным в традиционном стиле, то здания приобретают неповторимую красоту, уникальность и некоторую энергетическую теплоту.